В главах с 9 по 11 книги Захарии показано восстановление Иерусалима и народа Божьего, а также его приготовление к эсхатологическому низвержению всех вражеских держав. В Зах.9:1-8 содержится пророчество о несчастьях для народов, угрожающих Иерусалиму и Иудее.
В Захарии 9:9 говорится о спасении Израиля. Таким образом, открывается раздел, описывающий пришествие царя Сиона (Зах.9:9-13), предвозвещающий явление Господа, который восстановит красоту и величие Израиля (Зах.9:14-17). В самом стихе 9 говорится об этом царе — праведном, несущем спасение, едущем на молодом осле. Однако контекст этого стиха говорит о мире, а не о войне. Бог истребит колесницы и боевых коней в этой земле и провозгласит народам мир (Зах.9:10). Кровь Божьего завета освободит узников из безводного рва (Зах.9:11).
Завершается же раздел намеком на возвращение войны (Зах.9:12), достигая кульминации в Божьем обетовании о том, что Сион победит Ионию, «как меч ратоборца» (Зах.9:13). Вторая половина стиха 9 явно построена на синонимическом параллелизме: «сидящий на ослице и на молодом осле, сыне „подъяремной".
В пророчестве говорится о потрясении в моровой политике, которое толкуется в качестве начала „нового времени", которое должно в конце концов привести к мессианскому благоденствию после вступления в Иерусалим царя-миротоврца, кок это описано в Зах.9:9-17. В Зах.9:11-15 предсказана цель эсхатологической войны.
Прежде чем наступит мессианское время (Зах.9:9), должны быть лишены силы злые пастыри, как показано во фрагментах Зах.10:1-11:3 (война против пастырей и козлов-предводителей народов).
Как видим, многие народы, согласно его вести, присоединятся к Израилю и создадут вместе с ним „народ Яхве". В текстах 9-11 глав Захарии Иерусалим становится источником мира во всем мире и местом, где все народы вместе с Израилем будут молиться единому Богу.
Еще, в Зах.9:9 нарисован образ „бедного, кроткого" Месии, который, именно будучи таковым, положит конец власти насилия; Мессия приносит Божьему народу очищение от греха и нечистоты.
Церковь по Захарии может быть осмыслена в качестве группы людей из различных народов, на которых произвела впечатление история завета Яхве с Израилем и которые говорят Израилю: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах.8:23). Через Иисуса Христа, которого церковь воспринимает в качестве мессианского царя-миротворца (Зах.9:9 слл.) и пронзенного (Зах.12:10 и слл.) они остаются завязанными с Израилем. Они могут быть с Богом, только если они следуют призыву Зах.1:3: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам».
Пророчество о Мессии, записанное у Захарии 9:9, исполнилось в жизни Иисуса Христа. Об этом сообщает своему читателю евангелист Матфей. Так в Евангелии от Матфея основной мотив отрывка, в котором записано исполнение пророчества — «это, очевидно, преднамеренное символическое утверждение Иисусом своего мессианства». «Въезд на осле был „преднамеренным символическим самораскрытием"; „покров тайны был снят". Тонкости повествования Захарии, в котором сопоставлен триумф над врагами Израиля и миротворчество, остаются недоступными для толпы. Их реакция показывает, что они ожидали царя-победителя, националистического и даже воинствующего, в то время как явление Иисуса, по крайней мере, с точки зрения Матфея, следовало бы называть нетриумфальным входом.
Хотя смерть Христа даст доступ к духовному спасению любому, кто придет к нему — не такого спасения ищут здесь жители Иерусалима. Поэтому естественно, что Матфей опускает „праведный и победоносный" из своей цитаты, потому что он осознает, что земной триумф и власть не ожидают Христа раньше Его второго пришествия. В самом деле, уже к концу недели станет ясно, что приход Иисуса в Иерусалим, хоть за ним и следует Его же смерть, был на самом деле пришествием Бога в город для суда — духовного осуждения ложных вождей, точно так же, как спустя сорок лет он осудит храм и город на разрушение» (Мф.24).
Пастор Вячеслав Козлов