Обычно книги малых пророков известны лишь по отдельным цитатам. Так, например, из книги пророка Амоса чаще всего употребляется отрывок из 8-й главы: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:11, 12). Давайте попробуем разобраться, по какому поводу пророк произнес эти грозные слова и что они могут означать для нас сегодня.
Время служения Амоса
Амос датирует свое служение царствованием царей Озии в Иудее и Иеровоама ІІ в Израиле. Оба эти царя жили в первой половине VIII в. до Р. Х.1. Во времена Амоса Израильское государство было разделено на два независимых государства: Северное (Израиль) и Южное (Иуда). Хотя оба царства и составляли один народ, но, тем не менее, отношения между ними были натянутые. Цари Северного царства опасались, что жители обоих государств однажды объединятся, и поэтому делали все возможное, чтобы ограничить контакты между двумя народами. Для этой цели самый первый царь Северного царства Иеровоам І установил двух золотых тельцов — одного в Вефиле, другого в Дане, чтобы народ не ходил на поклонение в Иерусалим, но поклонялся у себя дома. И это было только начало страшного отступничества в израильском народе. Во времена Амоса в Израиле существовала некоторая синкретическая форма поклонения — когда поклонение истинному Богу смешивается с идолопоклонством. Тот факт, что Амос не делает большого акцента на идолопоклонстве, указывает на то, что в Северном царстве существовала какая-то форма поклонения ЯХВЕ. Об этом говорят следующие факты:
В политическом плане это было время относительного спокойствия в ближневосточном регионе. Ассирия, которая являлась главным врагом израильского народа, переживала кризис и была значительно ослаблена. Это дало возможность всем близлежащим народам укрепиться как экономически, так и политически. В это время Иеровоам расширяет границы Израильского царства (см. 4 Цар. 14:25). Однако экономическое процветание приводит к большому расслоению между богатыми, которые жили в роскоши (см. Ам. 6:4), и бедными, у которых забиралась последняя одежда (см. Ам. 2:8). Хуже всего было то, что росло угнетение богатыми бедных, причем сильные мира сего не проявляли никакой заботы о малоимущих. Именно это становится лейтмотивом обвинений в речах Амоса.
Что касается самого Амоса, то мы знаем, что он был пастухом (см. Ам. 1:1 и 7:10–17); таким образом, он являлся простым человеком, не принадлежащим ни к высшим слоям общества, ни к священническому классу. Также мы знаем, что Амос был родом из Фекои — это небольшое поселение, которое находилось в Иудее, Южном царстве. Итак, Бог посылает пророка из Южного царства в Северное. Но разве не проще было бы найти кого-то из местных жителей? Однако последующее содержание книги говорит о том, что, скорее всего, сердца жителей Северного царства настолько огрубели, что среди них уже не осталось никого, кто готов был бы откликнуться на Божий призыв.
Весть Амоса
Амос приходит из Иудеи в Вефиль — город, расположенный на юге Северного царства, недалеко от границы между Иудой и Израилем. Слово «Вефиль» на иврите означает «дом Божий». Само название говорит о том, что это должно было быть то место, где обитает Господь. Однако этот город стал местом отступления. Как уже отмечалось выше, Иеровоам І установил в этом городе золотого тельца (жители города не пустили сюда пророка Елисея — см. 4 Цар. 2:23, 24), именно поэтому идолопоклонство в этом городе не было искоренено.
Амос приходит в Вефиль, и ему предстоит обратиться к народу с очень неприятной речью — от имени Бога указать им на их грехи и отступления. Но Амос для них чужой, и кто будет слушать незнакомца-обличителя? Понимая это, Амос прибегает к мудрому риторическому приему: прежде, нежели сказать жителям Северного царства об их грехах, он начинает речь, в которой говорит о том, как Бог накажет все народы, окружающие Израиль. Амос начинает описание Божьих судов с Сирии, а потом перечисляет все соседние народы. Когда Амос переходит к тому, что Господь будет судить и Иуду — братский, но враждебный Израилю народ, можно представить восхищение, а с другой стороны, возможно, и удивление слушателей пророка. Без сомнения, весть Амоса была очень приятна жителям Северного царства. Но это было только вступление, целью которого являлось завоевание внимания слушателей. Теперь, когда они с одобрением кивают головами, пророк начинает свою главную весть о том, что Бог приготовил наказание и для Северного царства за все его беззакония.
В ожидании ответа от нации
Обращение Амоса к Израилю можно разделить на три части. Вначале Амос обращается ко всей нации в целом (см. Ам. 2:6; 5:17), после этого — к знатным из народа (см. Ам. 6:1–14), и, наконец, весть Амоса достигает священников и самого царя (см. Ам. 7).
В первой части пророк обвиняет Израиль в социальной несправедливости (3:9, 10), в неправильном поклонении (4:4, 5), а также в их жестокосердии и нежелании прислушаться ко всем Господним призывам в прошлом (4:6–11). Но для народа еще остается возможность раскаяться и обратиться (см. Ам. 5:14, 15). Скорее всего, речи Амоса вызывали какую-то реакцию у его слушателей. Данная реакция не всегда отражена в книге, но о том, какова она была, можно догадаться по небольшим деталям в тексте. Пророк часто делает заметки о том, что думают и говорят люди (см. Ам. 5:14; 6:3, 13). Это подразумевает, что он вступал с ними в диалог и, возможно, даже содержание своих проповедей корректировал в соответствии с отзывом людей.
Отрывок 5:18–27 является ответом пророка на возражения его слушателей. Скорее всего, проповеди Амоса были истолкованы превратно. Вместо того чтобы прислушаться к вести пророка, жители Северного царства начали придумывать оправдания для себя и своего поведения. Так, пророк говорил о скором пришествии Господа как судьи (см. Ам. 5:17), на что его слушатели, скорее всего, заявили, что если Господь придет, то Его явление будет благоприятным для народа, так как день Его прихода будет Днем Господним, которого они ожидают. На это Амос отвечает, что День Господень для Израиля не будет чем-то светлым и желанным, но это будет день мрака и ужаса (см. Ам. 5:18–20).
Второе опровержение, которое, возможно, выдвигали израильтяне, было подпитано идеей о том, что отношения с Богом могут быть улажены благодаря принесению жертв. На это Амос отвечает, что жертв недостаточно, чтобы примириться с Богом (см. Ам. 5:21–25). Неудивительно, что этот отрывок заканчивается приговором: «За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему!» (5:27). Так как израильтяне не выказывают ни малейшего желания раскаяться, Господь объявляет Свой приговор.
Далее пророк обращается к знатным из народа (см. Ам. 6:1) и объявляет для них приговор: все уйдут в плен. Интересно проследить, как меняется риторика пророка. В Ам. 5:3 пророк говорил о том, что десятая часть народа уцелеет, сейчас же он говорит, что даже и десятая часть погибнет (см. Ам. 6:9). Итак, никто не сможет спастись от предстоящего гнева Господня.
Видения пророка (см. Ам. 7:1; 8:3)
Данная часть содержит четыре видения пророка Амоса. Каждое видение — образно представленная сцена суда: саранча, огонь, отвес как символ правосудия, корзина спелых смокв. После первых двух видений пророк выступает в роли ходатая за народ. Каждый раз, когда пророк просит Бога, Господь отменяет наказание. Но после третьего видения пророк не обращается с мольбой о милости для Израиля. Вместо этого автор помещает сцену встречи Амоса с Амасией, священником царя Иеровоама. По сути, эта сцена центральная в книге, и она говорит о полном отвержении пророческой вести Израильским царством. Проповедь Амоса достигла даже самого царя. Можно сказать, что это был последний шанс покаяния для Северного царства, но, вместо того чтобы прислушаться к Божьему предостережению, Амасия выгоняет Амоса из Вефиля (см. Ам. 7:12).
Итак, Амос обращался со своей вестью ко всем жителям Израиля, но мы видим, что его весть отвергают. Последнее видение, данное Амосу, означало, что конец Израиля уже предрешен, Бог не будет больше прощать этот народ (см. Ам. 8:2). Амосу остается сказать еще одну важную весть. Сейчас его слушатели эту весть все равно не поймут, а когда поймут, будет уже поздно: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (см. Ам. 8:11, 12).
Данными словами Амос говорит о том, что Господь больше не будет обращаться к этим людям. Придет время, когда они захотят услышать слова Бога, но у Него уже больше не будет слов для них.
Заканчивает Амос свою книгу как, практически, и все пророки, вестью надежды. Но эта надежда связана с приходом Мессии, Который придет, чтобы восстановить и собрать рассеянный Израиль (см. Ам. 9).
Слова Амоса о духовной жажде очень важны для современного мира. По сути дела, церкви сегодня поручается миссия Амоса. Мы должны призывать людей этого мира к покаянию. Возможно, как и во времена Амоса, далеко не все с готовностью внимают этой вести, а многих вестников, как и пророка, просто выгоняют. Но не стоит отчаиваться! Главное — выполнить эту миссию до конца!
Из журнала: Адвентистский Вестник-03/(102)/2019